25 - Апрель
События в этот день


Узнать фазу луны

Надоело все?
расскажи об этом

















Мемы, демотиваторы


Это факт!


 До конца жизни, каждый раз, прежде чем приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Вероятно, именно из-за этого уже к 30-ти годам он потерял слух.

Следующий факт »




Почему война на Украине не оправдала себя?


Читать дальше






Что есть самое ужасное в людях?


Читать дальше






Как перестать грустить и думать о плохом.


Читать дальше






Как НЕ служить в армии ЗАКОННО и БЕСПЛАТНО. Армия России


Читать дальше






За что можно ненавидеть большевиков и Ленина?


Читать дальше






Почему Николай II причислен к лику святых?


Читать дальше






Почему Россия докатилась до разврата и бандитизма?


Читать дальше






Почему не следует увлекаться политикой. Чем опасна политика.


Читать дальше





Мудрые мысли на картинках



“В рамках помощи слаборазвитым странам деньги бедных людей из богатых стран попадают к богатым людям в бедных странах.”

Альфред Мозер

Следующая цитата »


Смешные грустные картинки


"Хокку". японская мудрость


Паутина на ветке!
Вновь пахнуло жарой на меня
В этой летней роще.

Безимянный стих

Следующий стих »

Карусель мира

Узнай о своём дне рождении больше





Ра оставил тебе послание!... (0о0)

Разделы о литературе:

Рода и жанры литературыСтилиСтили литературного языка Направления


Виды роды жанры литературы

Тут вы узнаете жанры и виды русской литературы, которая славится своими писателями, богатством и красотой русского языка.

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

  Героическая
  Строговоинская
  Сказочно-
  легендарная
  Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

  пословицы
  поговорки
  загадки
  потешки...
ЭпопеяРоман:
  Историческ.
  Фантастич.
  Авантюрный
  Психологич.
  Р.-притча
  Утопический
  Социальный...
Малые жанры:
  Повесть
  Рассказ
  Новелла
  Басня
  Притча
  Баллада
  Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

  положений,
  характеров,
  масок...
Драма:
  философская
  социальная
  историческая
  соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

[Лиро-эпические жанры ]: баллада, поэма, роман в стихах

Литературу делят по двук критериям:

- Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

- Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы.
Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д.,
в драме – комедия, драма, трагедия и т.д.,
в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня...


Три Рода литературы

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) - объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Драма - (от древне-греческого - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).




Жанры литературы


----> Дальше [Роды] делятся на [жанры] и у каждого рода, появляются свои жанры:

Жанр - свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.


Эпические жанры:

  • - роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • - роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • - повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • - очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • - новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • - рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • - притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • - трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • - драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • - ода - (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • - элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • - сонет - лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • - песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • - послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • - эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., - малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры:(произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса):

  • - баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • - поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • - роман в стихах – роман в стихотворной форме.
Основная функция Сфера общения Основная форма речи Типичный вид речи Основной способ общения
Научный стиль
Информативная (сообщение) Наука Письменная Монолог Массовый, неконтактный
Деловой стиль
Информативная (сообщение) Право Письменная Монолог Массовый, неконтактный и контактный
Публицистический стиль
Информативная и функция воздействия Идеология, политика Письменная и устная Монолог Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Художественный стиль
Эстетическая* и функция воздействия Словесное искусство Письменная Монолог, диалог, полилог** Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Разговорный стиль
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) Бытовая Устная Диалог, полилог Личный, контактный



Стили русского литературного языка


Языковое средство
Характеристика приёма
Примеры
Аллегория Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
(А. Пушкин)
Гипербола Художественное преувеличение шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Ирония Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов... (А.Пушкин)
Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)
Метафора Переносное значение слова, основанное на сходстве Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Эпитет Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.Некрасов)
Перифраз Замена слова (словосочетания) описательным оборотом "люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)
Сравнение Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)
Сарказм Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Эллипсис Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Антитеза Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.
Аллитерация Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
(С.Есенин)
Анафора Одинаковое начало нескольких соседних предложений Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О.Высотская)
Ассонанс Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела... (Б.Пастернак)
Градация Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий)
Именительный темы Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
Инверсия Нарушение прямого порядка слов Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)
Композиционный стык Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)
Лексический повтор Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Литота Художественное преуменьшение "мальчик с пальчик"
Метонимия Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Многосоюзие Намеренное использование повторяющегося союза Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
(В.Инбер)
Окказионализмы Индивидуальные авторские словообразования ...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов Туристы в родном городе. (Тэффи)
Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Ряды, парное соединение однородных членов Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста ...Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)
Синекдоха Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)
Синтаксический параллелизм Сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Умолчание Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)
Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.



ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ)


ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) – совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.


1. КЛАССИЦИЗМ


Основное литературное направление в России XVIII века.
- Подражание образцам античной культуры. Строгие правила построения художественных произведений. Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9 Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия). Жесткие границы между родами и жанрами. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

Основные жанры в поэзии: Ода, сатира, историческая поэма.

Главные правила построения драматических произведений Правило “трех единств”: места, времени, действия. Деление на положительных и отрицательных персонажей. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию). Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока. Пять действий. Говорящие фамилии. Длинные нравоучительные монологи.
Главные представители: басни, 'Горе от ума”,Вольность”, “Евгений Онегин”,“Медный всадник”



2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2-й половины ХVIII – начала ХІХ века (18 - 19 века. 1700-1800) .
- Культ естественного чувства. Идеал “естественного человека”, близкого к природе и противопоставленного цивилизованному миру (руссоизм). Культ природы.

Главные представители: Жан Жак Руссо, Карамзин.,естественного человека”,стихотворение “К морю”,Стихотворение “Дума”, поэма “Мцыри”, роман “Герой нашего времени”. Тургенев. Повесть “Ася”. ,“Господин из Сан-Франциско”.



3. РОМАНТИЗМ

Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века (18 век. 1800 - 1850гг).
- Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
В центре изображения – человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Отрицание всех правил классицизма.
Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

Основные жанры: Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.
Основные жанры в русской поэзии Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

Главные представители: Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия). Россия – Жуковский. “Горе от ума”, “Евгений Онегин”,“Дубровский”, “Мцыри”, “Демон”, в романе “Герой нашего времени”,“Смерть Поэта”, “Солнечный удар”, “Темные аллеи”, “Чистый понедельник”.



4. РЕАЛИЗМ

Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века (19-20 век. 1800 - 1900гг).
- Создание типических (закономерных) характеров. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

В России становление реализма начинается в 1820-х годах: Крылов. Басни. Грибоедов. Комедия “Горе от ума” (1822 -1824). Пушкин. Михайловский (1824-1826) и поздний (1826–1836) периоды творчества: роман в стихах “Евгений Онегин” (1823-1831), трагедия “Борис Годунов” (1825), “Повести Белкина” (1830), поэма “Медный всадник” (1833), повесть “Капитанская дочка” (1833-1836); поздняя лирика. Лермонтов. Период зрелого творчества (1837-1841): роман “Герой нашего времени” (1839-1841), поздняя лирика. Гоголь. “Петербургские повести” (1835-1842; “Шинель”, 1842), комедия “Ревизор” (1835), поэма “Мертвые души”



===--- 20 век приемущественно ---===



5. МОДЕРНИЗМ

Модернизм – литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века (19-20век. 1800-1900гг.),
занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

ИМАЖИНИЗМ (imago – образ) – литературное течение в русской поэзии 1919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного. Создатель течения – Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ – начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом “Метрополь”, 1979; наиболее известные авторы альманаха: В. П. Аксенов, Б. А. Ахмадулина, А. Г. Битов, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Ф. А. Искандер.


АВАНГАРДИЗМ
— направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе — футуризм).

Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.


ДЕКАДЕНТСТВО (ДЕКАДАНС)
— определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти.

Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX — начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.


СИМВОЛИЗМ
— общеевропейское, а в русской литературе — первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.

Главным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).


АКМЕИЗМ
— течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности.

Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).


ФУТУРИЗМ
— авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта — проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир.

Главный технический принцип — принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).


ЭКСПРЕССИОНИЗМ
— модернистское течение, сформировавшееся в 1910 — 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности.

Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Платонова и др.


ПОСТМОДЕРНИЗМ
— сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох

(А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­левин, Вен. Ерофеев и др.).


info:

Обращение Шеагората. (0о0) О-о-о-о....
Здравствуй милый друг.... я Шеагорат и я явился на эту страницу ибо это мир, который мне кажется очень милым и добрым... Хотя мне как божеству сложно понять чем добро отличается от зла ибо я вижу весь мир под своим угло